пролистать назад.   к оглавлению   .пролистать вперед

ОСОБЕННОСТИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ В США РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ И БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ (1945 - 1954). Г.М. САЛАХУТДИНОВ

УДК 629.762.2(091)

Ракетная техника имеет историю, уходящую своими корнями в XIII в. н. э., когда началось боевое применение ракет на твердом топливе.

Но наиболее впечатляющие успехи в этой области были достигнуты после второй мировой войны. Именно в этот период были созданы баллистические ракеты среднего и дальнего радиуса действия, ракеты-носители, позволяющие выводить на орбиту Земли многотонные аппараты различного класса и назначения. Потребности ракетостроения привели к значительному прогрессу некоторые отрасли науки и техники, поэтому неслучайно вопрос о развитии ракетной техники в США после второй мировой войны давно привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. К настоящему времени появилось большое количество работ, посвященных этому вопросу, наиболее значительными из которых являются [1 - 3]. В результате специалистам нашей страны стали достаточно хорошо известны практически все образцы американской ракетной техники, что создает серьезные предпосылки для воссоздания целостной картины ее развития. Вместе с тем следует признать, что существенным ограничением на этом пути является отсутствие анализа причинно-следственных связей этого развития, без которого весь существующий материал о конструкциях ракет, их запусках, методах их разработки и т. д. представляет собой лишь набор разрозненных фактов, не соединенных между собой логикой решения научно-технических, общественных, военно-политических и прочих задач.

Например, до сих пор остается неясным ответ на вопрос о том, почему начавшиеся было в США в первые послевоенные годы работы по созданию БРДД и ракет-носителей были вскоре прекращены и к ним вернулись лишь в середине 50-х годов (На то обстоятельство, что в первые послевоенные годы в США не проводились серьезные работы по созданию БРДД и ракет-носителей, указывают авторы работ [7, 9].). Попытки ответить на него уже предпринимались. В частности, в работе [9] указывается, что причины недостаточно интенсивных работ по ракетной технике в США после второй мировой войны заключались в недооценке военными кругами этой страны эффективности баллистических ракет. Автор работы в связи с этим пишет:

«В военных кругах по-прежнему господствовало мнение, что обычные самолеты или самолеты-снаряды с воздушно-реактивными двигателями являются наилучшим средством доставки фугасных зарядов на территорию противника. Баллистическая ракета дальнего действия с военной точки зрения не считалась в этом отношении достаточно эффективным средством» [9, с. 8].

Отчасти с таким объяснением можно согласиться, но при этом сразу возникает новый вопрос: «Почему, в силу каких условий в США сложилась недооценка ракетной техники?» Кроме того, остается неясным и ответ на вопрос о том, почему ракетная техника не развивалась в США под влиянием потребностей в освоении космического пространства. Ответить на эти вопросы и является задачей настоящей работы.

1. Технические проблемы создания БРСД и БРДД

В послевоенный период в качестве средств дальней доставки могли создаваться либо ракеты, либо управляемые самолеты-снаряды. Выбор конкретного направления развития средств дальней доставки в США был продиктован прежде всего научно-техническими причинами, которые и будут рассмотрены в настоящем разделе.

Отметим, что первые атомные бомбы имели большой вес. Например, вес бомбы, сброшенной американцами на Нагасаки, составлял 5 т [16, с. 125; 17, с. 152]. Создать в кратчайшие сроки ракету, способную доставить боевой заряд такого веса на расстояние порядка 5 - 8 тыс. км в то время казалось невозможным. Действительно, такая ракета в трехступенчатом варианте должна была бы иметь общую тягу двигателей порядка 400 тс, обеспечить которую можно было связкой из 16 двигателей, подобных установленным на Фау-2. Из анализа статистических данных разных авторов о распределении отказов американского варианта ракеты Фау-2 (см. работы [5, 14, 19]), в частности, следует, что вероятность отказа ее двигательной установки составляет 0,22, а 16 таких установок будут, следовательно, иметь надежность, равную 0,019. Другими словами, из 1000 ракет только 19 не имели бы отказов двигателя. Но и из их числа примерно 4 ракеты не долетали бы до цели из-за отказов в системе управления. Наконец, оставшиеся 15 ракет, благополучно покрывшие заданное расстояние, не поразили бы цель из-за большого рассеивания (Ракета Фау-2 имела вероятное круговое отклонение, равное примерно 5 км при дальности полета порядка 300 км. Ракета с дальностью полета 8000 км, имевшая такую же САУ, как и Фау-2, имела бы отклонение свыше 100 км.).

Надежность двигательной установки ракеты при прочих равных условиях могла быть несколько повышена за счет уменьшения количества камер в связке. Такое уменьшение стало бы возможным, если бы удалось увеличить тягу, развиваемую одной камерой. Однако в первые послевоенные годы существенное увеличение тяги ЖРД казалось нереальным в связи с невозможностью одновременного удовлетворения требований по прочности и по теплопередаче для несвязанных конструкций камер. Сущность этих требований заключалась в следующем.

При форсировании параметров двигателя (увеличение давления в камере, использование более калорийного топлива) неизбежно увеличивался тепловой поток в его стенку. Для того чтобы стенка пропускала этот поток при допустимых температурах и не прогорала, необходимо было делать ее тоньше. Однако ее толщина лимитировалась также и требованиями по прочности и при увеличении размеров камеры или давления в ней, исходя из этих требований, необходимо было стенку, наоборот, делать толще.

Это ограничение, возникшее на пути увеличения тяги ЖРД, по-видимому, оказало существенное влияние на выбор технического средства для дальней доставки атомных зарядов, так как в то время специалистам США не были видны пути его преодоления, а следовательно, и пути увеличения дальности полета ракет. В связи с этим американский генерал Пайл писал следующее:

«Имеются вполне определенные пределы для увеличения дальности полета Фау-2, и эти пределы едва ли будут превзойдены за время жизни нашего поколения; для этого потребуется совершенно новый тип двигателя, который еще не создан» [1, с. 17].

Установить возможные пределы совершенствования ракет, повысить их надежность, решить проблему автоматического управления полетом и дать ответы на другие вопросы можно было лишь в результате практических работ, последовательно разрабатывая все более мощные ракеты. Но для этого неминуемо пришлось бы создавать ракеты ближнего радиуса действия, а они, по военно-стратегическим соображениям, были не нужны американским военным специалистам.

На фоне неясных перспектив развития ракетной техники и отсутствия у американских специалистов уверенности в возможности создания ракет большого радиуса действия создание самолетов-снарядов могло казаться им более реальной задачей. Действительно, требуемая дальность полета могла быть в этом случае достаточно просто обеспечена с учетом того, что управляемый самолет-снаряд после выполнения боевой задачи можно было не возвращать на исходный аэродром; грузоподъемность существовавших самолетов была достаточной для транспортировки атомной бомбы. По существу единственной новой задачей, которую нужно было решить при разработке дозвукового варианта самолета-снаряда стратегического назначения, являлось создание соответствующей системы управления. Все эти обстоятельства позволяли надеяться на создание самолета-снаряда в более короткие сроки и с меньшими денежными затратами по сравнению с ракетами.

К сказанному следует добавить, что немаловажным обстоятельством, говорившим в пользу самолетов-снарядов, было то, что достижения в разработке реактивных двигателей позволяли надеяться на успех в создании сверхзвуковых самолетов-снарядов с высотой полета, превышающей ту, на которой еще могли оказаться эффективными зенитные управляемые ракеты типа немецкой «Вассерфаль».

2. Основные факторы, детерминировавшие развитие работ по созданию ракет-носителей

Развитие мощных ракет в США в первые послевоенные годы могло начаться и под влиянием потребностей в запуске искусственных спутников Земли.

Однако тут сразу же возникает вопрос о том, были ли в то время такие потребности. Автор работы [7] на него отвечает отрицательно, считая, что «ни политической... ни военной... ни социально-экономической... ни научной потребности...» [с. 24] в создании ИСЗ в США сразу же после второй мировой войны не было. Вместе с тем он не замечает, что это утверждение прямо противоречит другому, сделанному в этой же работе буквально несколькими строчками выше: «...сразу же после войны в военно-технических кругах США возник новый интерес к созданию ракеты-носителя... теперь вопрос встал о запуске небольшого автоматического искусственного спутника Земли военного назначения» [7, с. 23 - 24]. Кроме того, автор справедливо отмечает, что в 1945 - 1949 гг. в США были проведены даже практические работы в этом направлении [7, с. 24]. Но разве могут проводиться работы без потребностей в них, разве возникновение интереса не тождественно появлению потребностей?

Следовательно, можно считать, что в указанный период времени в США потребность в разработке ракеты-носителя существовала и стала причиной серьезных практических работ в этом направлении.

Как показано в работе [20], еще в конце 1944 г. по заказу главного авиационно-технического управления ВМС фирма «Аэроджет» начала теоретическое изучение характеристик водородно-кислородного топлива. 15 октября 1945 г. на Азусском испытательном полигоне было проведено первое огневое испытание водородно-кислородного ЖРД, во время которого ЖРД полностью сгорел (головка, камера и сопло) за 15 с работы. В ходе второго испытания охлаждаемый водой двигатель развил тягу примерно 45 кгс при давлении в камере 20 ата. В марте 1946 г. время работы двигателя уже достигало 60 с.

В июле 1946 г. между ВМС США и фирмой «Аэроджет» был заключен контракт на разработку двигателя с тягой 453,6 кгс, работающего на газообразных водороде и кислороде в течение 3 мин при удельном импульсе 300 с, и проект двигателя с тягой 181 тс, который предназначался для ракеты-носителя PTV - N-3, разрабатывавшейся фирмой «Глен Л. Мартин компани».

26 июня 1947 г. двигатель с тягой 453,6 кгс успешно выдержал испытания. Распылительная головка двигателя имела конвективное охлаждение водой, которая затем использовалась для транспирационного охлаждения сопла (С помощью транспирационного охлаждения предполагалось решить указанное выше ограничение по теплопередаче для несвязанных конструкций камер. Транспирационное охлаждение - метод, при котором хладагент «продавливается» сквозь пористую стенку камеры и, испаряясь, охлаждает ее.). В ходе испытаний были получены следующие характеристики: Р=558 кгс, Jуд= 309 кгм/с; рк.сг= 35 кгс/см2. Время работы составило 190 с.

В июле перед фирмой была поставлена более сложная задача: необходимо было разработать водородно-кислородный двигатель XLR - AJ-2 тягой 907 - 1361 кгс, пригодный для использования в составе уменьшенного варианта ракеты-носителя PTV - N-3. Этот двигатель был спроектирован, собран и подвергался огневым испытаниям. Однако программа работ по ракете-носителю была прервана и он доведен не был.

С января по май 1949 г. были проведены 16 испытаний двигателя с тягой 181 тс, но и эти работы были прекращены.

В ходе работ по водородно-кислородным двигателям было испытано транспирационное охлаждение, абляционное охлаждение, была построена действующая установка для сжижения водорода, рассчитанная на непрерывную работу в течение 24 ч и предназначенная специально для ракетных двигателей; был создан и успешно испытан насос для подачи жидкого водорода при достаточно высоком давлении и пр.

Разумеется, что для создания двигателей, пригодных для штатной эксплуатации, необходимо было решить ряд проблем (например, проблему охлаждения), но из приведенного краткого обзора следует, что проблемы постепенно решались, проводившиеся работы были достаточно перспективны и могли в более или менее отдаленном будущем дать позитивные результаты.

В заключительном отчете, выпущенном фирмой «Аэроджет» в марте 1947 г., отмечалось, что проект водородно-кислородного двигателя с тягой 181 тс вполне осуществим, основных препятствий на этом пути нет, хотя и оставалось еще много нерешенных второстепенных проблем.

Результаты исследований возможностей создания ракеты-носителя привели американских специалистов к выводу о возможности запуска первого ИСЗ в 1951 г. [7, с. 25].

Конечно, можно спорить о реальности указанного срока, но ясно одно: специалисты и по двигателестроению и по ракете-носителю единодушно сходились во мнении о возможности решения тех проблем, которые стояли на пути запуска ИСЗ. Другими словами, в первые послевоенные годы существовала не только потребность, но и была видна техническая возможность в разработке ракеты-носителя. Но тогда почему соответствующие работы были в США прекращены? Какие факторы помешали их продолжению?

Для ответа на эти вопросы отметим прежде всего, что американские специалисты, говоря о возможности запуска ИСЗ, имели в виду спутник минимального веса. Но такой аппарат был практически не в состоянии совершать полезную работу (Если ИСЗ вообще не имел бы никакой аппаратуры, то наблюдение за ним с Земли могло позволить решить лишь ограниченный круг научных задач: получить более точные сведения о плотности атмосферы, о массе Земли, особенно о массе ее экваториальной выпуклости, о размерах океанов и т. д.), так как возможности установки на его борту соответствующей аппаратуры были бы крайне ограниченными. Увеличение же размеров и массы спутника неминуемо привело бы к увеличению размеров ракеты-носителя, а следовательно, к усложнению и без того сложных задач и к удорожанию работ. Кроме того, специалисты того времени не могли априори ответить на вопрос о том, возможно ли создание носителя с достаточно большой полезной нагрузкой, или на этом пути имеются какие-либо серьезные ограничения. Но даже если бы вопрос о возможности запуска ИСЗ, снабженного всей необходимой аппаратурой, был бы решен положительно, исследователи не смогли бы дать однозначный ответ на вопрос о возможности успешной его работы в условиях космического пространства.

Действительно, слабое знание этих условий стало причиной того, что даже в середине 50-х годов при определении необходимого количества запусков ИСЗ по программе Международного геофизического года специалисты США предполагали, что спутник будет находиться на орбите «три-четыре дня, от силы - неделю» [5, с. 283], и только после первых запусков стало ясно, что он может существовать даже год [5, с. 283]. К концу 40-х годов благодаря работам по радиосвязи были достаточно хорошо изучены вопросы распространения радиоволн в ионосфере. Были установлены условия и особенности отражения и поглощения радиоволн ионосферой, исследователи знали о существовании в ней радиоокон. Однако в то время не было полной ясности в вопросе о том, проходят ли радиоволны через эти окна без искажений. В первые послевоенные годы радиоастрономия только зарождалась как самостоятельная наука, хотя первые фундаментальные открытия в этой области были сделаны за 20 лет до этого, и результаты соответствующих исследований были еще очень ограничены. Так, например, в 1949 г. от мощного источника электромагнитного излучения переменной мощности находящегося в созвездии Лебедя были одновременно приняты сигналы на две удаленные друг от друга антенны, одна из которых находилась в Кембридже, а другая - в Джодрелл Банк, и оказалось, что эти сигналы разные. В то же время сигналы, принятые на антенны, установленные недалеко друг о друга, были коррелируемые. Результаты этого эксперимента, в частности, могли означать, что сигналы искажаются в ионосфере или в межзвездном пространстве [12, с. 207 - 208].

Можно было надеяться, что решению вопроса о «космических» искажениях будут способствовать исследования радиосигналов, отраженных от Луны. Такие исследования начали проводиться с 1946 г., и вновь, как и с сигналами с Лебедя, оказалось, что принятые сигналы имеют искажения. Достаточно большое количество проведенных опытов показало, что сигналы, отраженные от Луны, имеют значительные и быстрые флуктации амплитуд, иногда сигналы полностью исчезали на несколько минут, иногда в течение нескольких дней совершенно не могли получить отраженного сигнала от Луны, хотя вся аппаратура работала исправно [12, с. 222].

Причина этих искажений была неясной: либо они обусловливались эффектами отражения от поверхности Луны, либо на радиоволны влияла ионосфера или атмосфера Земли (Автор работы [22] отмечает, что в СССР вопрос о том, могут ли радиоволны с больших высот «пробить» ионосферу и дойти до Земли без искажений, не был полностью решен даже в 1957 г. перед запуском первого ИСЗ.). Очевидно, что в последнем случае поддерживать радиосвязь с ИСЗ было бы невозможно.

Благодаря длительным предшествующим исследованиям во второй половине 40-х годов специалисты имели некоторые общие представления об условиях космоса: плотности газов, радиации Солнца, температурах и т. д. Однако они не знали ответа на вопрос о том, как комплекс всех факторов космического пространства будет влиять на конструкционные материалы. Не будут ли эти материалы быстро разрушаться? Этот вопрос занимал исследователей длительное время, и только запуски первых ИСЗ позволили дать на него более или менее определенные ответы, хотя до сих пор не прекращаются исследования поведения различных материалов в условиях космоса.

До появления радиоастрономии исследователи вынуждены были изучать метеорные потоки лишь визуально. При этом облака, свет Луны, солнечный свет были существенной помехой таких исследований. Тем не менее в первой половине 40-х годов уже было известно, что каждые сутки в атмосферу Земли входит несколько миллиардов метеоритов из числа тех, которые были видны визуально [12, с. 73]. В 1946 г. впервые метеорный поток наблюдался с помощью радиотехнических методов [12, с. 78], применение которых существенно расширило возможности ученых. Для решения вопроса о том, будут ли метеоры представлять опасность для космического аппарата, нужно было уточнить их количество и особенности распределения в той части космоса, где предположительно проходили бы трассы ИСЗ. Такие исследования в 40-е годы только начинались [12, с. 78], и предстоял еще сравнительно длительный этап исследований, в том числе и с помощью высотных ракет, для получения более или менее надежного ответа. Разумеется, что при отрицательном ответе на любой из этих вопросов создание спутника было бы невозможным.

Таким образом, в первые послевоенные годы специалисты оказались в положении, при котором, с одной стороны, возможности создания сравнительно мощных ракет-носителей были не видны, а с другой стороны, было неясным, сможет ли спутник решать необходимые задачи в условиях космического пространства. Другими словами, получался заколдованный круг: чтобы узнать, сможет ли ИСЗ совершать в космосе полезную работу, нужно было его туда запустить, но для этого требовалась мощная ракета-носитель, возможность создания которой, с учетом существовавших в то время технических неопределенностей и требуемых больших денежных затрат, имело смысл проверить только при уверенности в полезности космического аппарата (Предпосылки для разрешения этого противоречия появились в результате успехов в разработке баллистических и высотных ракет, на основе которых стало возможным создание ракет-носителей.). Это противоречие, ставшее, по-видимому, понятным американским специалистам при проведении ознакомительных работ по ИСЗ, и явилось, по-нашему мнению, основной причиной прекращения серьезных практических шагов на пути создания ракеты-носителя.

3. Особенности развития ракетной техники

Как показано выше, объективно существовавшие в первые годы после второй мировой войны в США условия были таковы, что в качестве средств дальней доставки атомных зарядов было логично выбрать самолеты-снаряды, а не ракеты. Именно такой выбор и был сделан американскими специалистами.

Начавшаяся в 1946 г. на фирме «Конвер» разработка первой американской баллистической ракеты МХ-774, создание которой было первым шагом на пути к «Атласу», была прекращена на стадии ее летных испытаний. По указанным в § 2 причинам были прекращены и работы по ракете-носителю для вывода в космос ИСЗ.

В результате определяющей чертой развития ракетной техники в США в первое послевоенное десятилетие было освоение и некоторое совершенствование немецкой техники, а также разработка некоторых новых образцов ракет (не превосходивших или превосходивших несущественно немецкие ракеты), предназначенных, как правило, для исследования верхних слоев атмосферы.

Изменение по годам ассигнований на развитие ракетной техники в США
Изменение по годам ассигнований на развитие ракетной техники в США

Изменение по годам ассигнований на развитие ракетной техники в США
Изменение по годам ассигнований на развитие ракетной техники в США

1 - общие расходы на ракеты и снаряды, 2 - ракеты и снаряды класса «поверхность - поверхность», 3 - ракеты и снаряды дальнего радиусов действия, класса «поверхность - поверхность», 4 - ракеты среднего и дальнего радиусов действия

В настоящее время в литературе достаточно полно описана конструкция ракет, поэтому для полноты изложения отметим только, что уровень развития жидкостной ракетной техники США в тот период времени определяли ракеты (см. [8]): МХ-774 (расчетная максимальная дальность полета 160 км), «Аэроби» (максимальная расчетная высота подъема 160 км [4, с. 285]), двухступенчатый снаряд «Бампер» (первая ступень - Фау-2, вторая ступень - «Вак-Карпорал», высота подъема 390 - 400 км), «Викинг» с высотой полета 80 км в 1949 г. (172 км в 1950 г.), Фау-2 и ракета «Редстоун», о которой более подробно будет сказано ниже.

На рисунке показано распределение по годам ассигнований на развитие ракет и снарядов [21, с. 12].

Нетрудно видеть, что до 1951 г. ассигнования на разработку БРСД и БРДД в США попросту не выделялись. Кроме того, суммарные ассигнования на ракетную технику в период с 1946 по 1950 г. оставались почти неизменными, причем в 1947 г. средства, отпускаемые на ракеты класса «Земля-Земля», даже уменьшились по сравнению с 1946 г. Только после начала войны в Корее средства, отпускаемые на ракетную технику, резко возросли за счет увеличения закупок тактических снарядов различного назначения.

По-другому обстояло дело в США с работами по созданию самолетов-снарядов, которые проводились широким фронтом и с максимальной интенсивностью. При этом разработка межконтинентальных снарядов велась сразу в двух направлениях. Во-первых, для получения такого снаряда в кратчайшие сроки в 1947 г. начал разрабатываться его дозвуковой вариант, получивший название «Снарк». Его длина составляла 24 м, размах крыльев - 14,6 м, стартовый вес - 21,8 т, крейсерская скорость - 0,94 М, высота полета - 17,5 - 19 км, максимальная дальность 8000 км [22, с. 904]. Во-вторых, с целью получить в более или менее отдаленной перспективе самолет-снаряд, практически не уязвимый для существовавших средств ПВО, в 1946 г. началась разработка снаряда «Навахо», который должен был иметь сверхзвуковую скорость, равную 23 М (В США последовательно разрабатывались три проекта «Навахо», получившие обозначение Х-10, G-26 и G-28 соответственно.), высоту полета 22,8 км и дальность 8000 км [22, с. 901 - 902].

Проводились работы и по созданию самолета-снаряда со средней дальностью полета. В 1947 г. на фирме «Мартин» началась разработка снаряда «Матадор» с боевой дальностью 900 км [22, с. 900 - 901], в этом же году начались работы по созданию «Регюлиса-1» с дальностью полета 1600 км [22, с. 903; 4, с. 270].

Автор работы [7] считает, что в 1950 - 1953 гг. в США велись довольно серьезные разработки в области баллистических ракет дальнего действия (БРДД). Закладывались, таким образом, конструктивные и технологические основы, позволившие в дальнейшем вновь вернуться к технике РН... [7, с. 25].

Однако с этим утверждением трудно согласиться. Единственной реальной разработкой этого периода была уже упомянутая оперативно-тактическая ракета «Редстоун», которая, разумеется, не относится к классу БРДД. Эта ракета была построена немецкими специалистами под руководством Вернера фон Брауна и начала испытываться с мая 1952 г. [22, с. 903]. Следует отметить, что она не была продуктом оригинального творчества в том смысле, что ее разработка была основана уже на достигнутом научно-техническом уровне и в ходе ее решались по-новому лишь сравнительно мелкие задачи. Основное ее отличие от Фау-2 заключалось в том, что она имела массу полезной нагрузки, равную 5 т, и, следовательно, могла нести атомный боевой заряд. Как это ни может показаться странным, но появление «Редстоуна» во многом обязано достижениям в области управляемых самолетов-снарядов.

Действительно, в соответствии с проектом снаряд «Навахо» должен был состоять из собственно снаряда с планером таким же, как у бомбардировщика В-47, и стартовой ракеты, которая должна была иметь однокамерный ЖРД. Запуск самолета-снаряда производился вертикально с помощью стартовой ракеты, которая должна была поднять его на высоту 30 км, после чего снаряд отцеплялся от ракеты и совершал самостоятельный полет до цели с помощью ТРД с форсажными камерами (на Х-10 сначала применялся двигатель фирмы «Вестингауз» J-40, а позже - фирмы «Пратт - Уитни» J-57) или на последующих проектах G-26 и G-28 с помощью прямоточных реактивных двигателей [22, с. 901 - 902]. Для стартовой ракеты «Навахо 1» в 1950 г. был создан ЖРД с тягой 34 тс при давлении в камере сгорания 22,5 ата. С появлением этого двигателя появилась и возможность создавать ракету «Редстоун», причем остальные ее системы были в основном позаимствованы с Фау-2, которая к этому времени была в достаточной степени доработана (По данным работы [24], после 27 пусков Фау-2 в США все элементы немецкой системы управления были заменены на американские, что привело к снижению отказов в работе этой системы с 46 до 5% [24, с. 26].).

Как показано в работе [8], создание ракеты «Редстоун» с использованием уже существовавших и достаточно отработанных элементов конструкции позволило добиться высокой ее надежности: из 38 пусков ее 35 оказались успешными [8, с. 11].

Как это следует из графика, приведенного выше, в 1951 г. в США были выделены ассигнования (0,5 млрд. долл.) на разработку баллистических ракет среднего и дальнего радиуса действия. Кроме разработки ракеты «Редстоун», в это время по заказу армии США были начаты работы по созданию ракеты с дальностью полета 800 км [10, с. 36], а по заказу научно-исследовательского управления ВВС США на фирме «Конвер» начались работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты МХ-1593, позже названной «Атлас» [8, с. 10].

Однако и эти работы трудно назвать серьезными, так как заказ на ракету с дальностью полета 800 км вскоре был аннулирован в связи с тем, что министерство обороны США считало излишним вооружать ею армию [10, с. 36], а работы по созданию «Атласа» в рассматриваемый период не вышли в область реально осуществимых проектов. Последнее обстоятельство объясняется тем, что вес атомного заряда был по-прежнему большим, а уровень развития жидкостного ракетного двигателестроения был по-прежнему низким. Самым мощным в США ЖРД был созданный в 1952 г. двигатель для проекта «Навахо II» с тягой 54,5 тс. Этот двигатель был большим шагом вперед в развитии ЖРД, так как на нем путем использования трубчатой конструкции камеры сгорания и сопла было разрешено указанное выше противоречие между требованиями по прочности и по теплопередаче, характерное для несвязанных конструкций, и, следовательно, появлялась возможность для существенного форсирования его параметров. Однако тяга этого двигателя была мала для того, чтобы на его основе, при отсутствии опыта создания больших ракет, американским специалистам удалось бы создать такую ракету, как «Атлас».

Вот, например, один из проектов этой ракеты, относящийся к концу рассматриваемого здесь периода: трехступенчатая ракета длиной 60 м, со стартовым весом 200 т и силовой установкой, состоящей из семи двигателей типа ЖРД для «Навахо II» [23]. Этот проект, по мнению самих американских специалистов, выглядел сложно и громоздко [23, с. 896], и работы по его практическому воплощению не проводились.

Непосредственным толчком к началу серьезных практических работ по ракете «Атлас» послужило изобретение термоядерной бомбы, пригодной для использования в головных частях ракет. Первое испытание такой бомбы было проведено в США в атолле Эниветок в марте 1954 г. [11, с. 4; 18, с. 508]. Ее появление оказало принципиально большое влияние на развитие ракетной техники в США. Основанная на ином принципе действия, эта бомба при одинаковой мощности с атомной оказывалась существенно легче ее. Поэтому требуемая тяга ракеты для доставки термоядерного заряда на расстояние 8000 - 10000 км становилась меньше, а, следовательно, конструкция ракеты проще, чем в случае использования атомной бомбы.

В 1954 г. началась непосредственная разработка ракеты «Атлас», а вместе с ней начался и новый этап в развитии ракетной техники в США.

Выводы

В настоящей работе показано, что основной причиной прекращения в первые послевоенные годы в США работ по созданию БРДД явилось, во-первых, отсутствие у специалистов ясных перспектив в создании мощных ракет, во-вторых, конкуренция со стороны управляемых самолетов-снарядов и, в-третьих, отсутствие необходимости в разработке ракет ближнего радиуса действия.

Основные причины прекращения работ по созданию ракет-носителей были обусловлены отсутствием научной информации по вопросам, связанным с возможностью активной работы космических аппаратов в условиях космического пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гэтленд К. У.Развитие управляемых снарядов. М., 1956.

2. Ракеты и противоракетная оборона. М., 1962.

3.Хэмфрис Дж.Ракетные двигатели и управляемые снаряды. М., 1958.

4.Бургесс Э.Управляемое реактивное оружие. М., 1958.

5.Лей В.Ракеты и полеты в космос. М., 1961.

6.Бирюков Ю. В.К 40-летию современного ракетостроения в СССР. - В кн.: из истории авиации и космонавтики. М., 1976, вып. 24, с. 41 - 51.

7.Бубнов И. Н.О некоторых закономерностях развития техники космических ракет-носителей США. - В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М., 1968, вып. 7, с. 21 - 40.

8.Бубнов И. Н.Краткий очерк развития космических ракет-носителей США. - В кн.: Из истории авиации и космонавтики. М., 1964, вып. 2, с. 3 - 55.

9.Бургесс Э.Баллистические ракеты дальнего действия. М., 1963.

10.Гэвин Дж.Самое знаменательное событие нашего времени. - В кн.: Ракеты и противоракетная оборона. М., 1962, с. 91 - 102.

11.Курчатов И. В.Достижения науки и техники на благо человека: (Речь на сессии Верховного Совета СССР 31 марта 1958 г.). - В кн.: Атомная энергия в авиации и ракетной технике. М., 1958, с. 3 - 6.

12.Ловелл Б., Клегг Дж.Радиоастрономия. М., 1953.

13.Тейлор Дж.Насколько реальна английская программа создания ракет. - В кн.: Ракеты и противоракетная оборона. М., 1962, с. 72 - 80.

14.Грин Ч.Применение ракет V-2 для исследования верхней атмосферы. - В кн.: Ракетные исследования верхней атмосферы. М., 1957, с. 39 - 61.

15.Марченко М.Первые ИСЗ. - Техника - молодежи, 1979, № 1, с. 29.

16.Старко Г.Атомная бомба и ее боевое применение. - В кн.: Атомное оружие. М., 1954, с. 122 - 142.

17.Архипов М.Современные атомные бомбы и снаряды. - В кн.: Атомная энергия в авиации и ракетной технике. М., 1959.

18.Bowbeer A.Missiles 1959. - Flight Intern., 1959, vol. 76, N 2643, p. 507 - 532.

19.Haviland R. P.Reliability in guided missiles. -Jet Propuls., 1955, vol. 25, N 7, p. 321 - 325, 330.

20.Osborn G. H. O., Gordon R., Coplen H. L., James G. S.Liguid-Hydrogen rocket engine development. - In: Essays on the history of rocketry and astronautics (NASA Conf. Publication 2014). Wash., 1977, vol. 2, p. 279 - 324.

21.Hull S.6, 596 billion for missiles this year. - Missiles and rockets, 1958, vol. 4, N 5, p. 12 - 13.

22. Missiles 1957. - Fligh Intern., 70, N 2550, 1957. p. 903 - 906.

23. Fligh International, 1956, vol. 70, N 2498, p. 896 - 907.

24.Green G.V-2 rocket in upper atmosphere research. - Aero Digest, 1953, N 67 [5], p. 20 - 26.

пролистать назад.   к оглавлению   .пролистать вперед

Хостинг от uCoz